Профилактика заболевания кариеса на ранних стадиях

?>«Доктор, я заметила какие-то черные точки и полоски на своих зубах. Что это? Я пыталась очистить их зубной щеткой, у меня не получилось. Это налет или кариес?»
Как часто мы слышим этот вопрос? А всегда ли мы даем на него правильный ответ? Пациент, конечно, хочет услышать от доктора «Не волнуйтесь, это не серьезная проблема». К сожалению однозначного ответа от врачей пациент не получит. Один посоветует подождать и ничего не предпринимать (традиционно консервативный способ), другой посоветует произвести герметизацию без раскрытия фиссур (при этом не продиагностировав глубину поражения твердых тканей), и, наконец, третий проведет лечение с препарированием кариозной полости и последующей реставрацией. Каждый из этих врачей руководствуется своим опытом или авторитетом своих коллег, которые в той или иной мере придерживаются определенной технологии.
Но кто из них прав? Этот вопрос задается не только коллегами - стоматологами, но и пациентами, которые посещают клинику за клиникой в надежде найти правильный ответ. Важно понимать, что лечение заболеваний на ранних стадиях является наиболее приемлемым методом сохранения здоровых тканей зубов.
Общеизвестно, что кариес начинается с деминерализации на дне фиссуры. Это обусловлено очень узкими участками в самой центральной ямке, и при использовании зубной щетки человек не в силах удалить налет полностью. А так как процесс деминерализации выглядит не так «угрожающе» как пигментация фиссур, то пациент не обращает на это внимания, и визит к стоматологу откладывается. В это время бактерии «благополучно» разрушают минеральную структуру эмали, и проникают глубже в дентин.
В результате воздействия побочных кислотных продуктов метаболизма бактерий дентин размягчается, теряет прочность. Зуб лишается дентинной «поддержки», что приводит к разрушению бугров. Вот почему пациенты, приходя на визит, говорят: «У меня была маленькая черная точка, а вчера кушал что-то мягкое, и зуб сломался». Поэтому по причине быстро прогрессирующего кариеса у большинства пациентов (особенно молодого возраста)  нужно провести лечение как можно раньше.
Еще 20 лет назад стоматолог не мог применить метод «минимальной инвазии», так как имеющийся в то время пломбировочный материал не обладал достаточными физическими свойствами и не обеспечивал качественную герметизацию сформированной полости.
Ситуация изменилась с появлением так называемых текучих композитов, благодаря которым больше не требуется расширять полость за счет препарирования здоровых тканей. Теперь стало возможным удалять лишь пораженные ткани зуба, при этом основная часть окружающих здоровых тканей сохраняется. Хороший результат при применении текучих композитов обуславливается их консистенцией (легкостью проникновения в труднодоступные места и свойством тиксотропности).  Благодаря тиксотропной консистенции данный материал можно вносить точечно, при этом гарантируется его высокая прочность. Благодаря матрице с микростеклянным наполнителем, материал полируется до высочайшей степени блеска и хорошо выдерживает окклюзионные нагрузки.
В представленных далее клинических примерах (рис. 1-11 и 12-14) использован текучий композит.
Пациентка М. обратилась в клинику с целью санации. В ходе обследования было выявлено поражение твердых тканей 44 и 45 зубов. Диагноз – поверхностный кариес. Было принято решение провести лечение с использованием текучего композита. При правильной технологии лечения заболевания кариеса, проводимого в нашей клинике, конечным результатом является отсутствие пораженных тканей и отличный эстетический эффект.
На рисунках 12-14 приведен пример герметизации фиссур с раскрытием твердых тканей. У пациентки 17 лет диагностирован фиссурный кариес 47 зуба. Были проведены работы, аналогичные первому клиническому случаю с применением текучего материала. Полученный результат не вызывает нареканий ни со стороны стоматолога, ни со стороны пациента.
Благодаря появлению текучих композитов в стоматологии, возникла возможность минимизировать обработку твердых тканей зуба, что позволяет выполнить щадящее препарирование и существенно сэкономить время врача.
При незначительных объемах восстановления текучими материалами гарантируется долгий срок службы реставрации без сколов и изменения цвета.

лечение зубов